четвер, 4 грудня 2014 р.

ИГРЫ РАЗУМА

http://rg.ru/2014/12/02/shkola.html
Ребенок принес двойку? Наберите воздуха и сосчитайте про себя до десяти. Фото: Картина Ф. П. Решетникова "Опять двойка"
Ребенок принес двойку? Наберите воздуха и сосчитайте про себя до десяти. Фото: Картина Ф. П. Решетникова "Опять двойка"


Почему первоклашка никак не может сесть за уроки без мамы? Как реагировать на двойки? Как помочь школьнику запоминать стихи и даты? Об этом корреспондент "РГ" беседует с кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ Натальей Мякишевой.
Наталья Михайловна, многие родители, садясь за уроки вместе с ребенком, фактически сами начинают делать за него задание. Как избежать этой ошибки?
Наталья Мякишева: Родители должны понять: главное не отметка в дневнике, а реальные знания. Вместо того чтобы решать за школяра примеры, скачивать доклады из Интернета, нужно помочь ему научиться думать, рассуждать. Ни в коем случае нельзя давать правильные ответы "в лоб", только наводящие вопросы: "А ты уверен, что это решается именно так? А если применить вот это правило, что произойдет?" Важно поддерживать настрой: ты справишься, ты сможешь.
Но как все-таки приучить делать домашнее задание самостоятельно?
Наталья Мякишева: Прежде всего - правильный режим. Если ребенок садится за уроки поздно вечером, решить сам он уже точно ничего не сможет. Домашнее задание надо делать днем, но не сразу после школы, а сначала немного отдохнуть. Нужно заранее договориться: сначала уроки, потом мультики. Вы должны показать, что понимаете, как ему непросто, но уроки сделать нужно. Важно установить доверительные отношения и не выглядеть "тираном".
Во время занятий все гаджеты и игрушки убирайте подальше, чтобы не отвлекали. И не приказывайте! Окрик "Быстро сел за уроки!", может, и заставит это сделать, но толку будет мало. А к учебе вообще может появиться отвращение.
А как реагировать на двойки?
Наталья Мякишева: Только не наказывать! Совет: наберите воздуха и сосчитайте до 10. И только потом расспросите, в чем причина. Надо, чтобы ребенок сумел внятно рассказать. Объясните ему: двойка - это плохо, но исправимо. Часто детей пугают: "Получишь хоть одну двойку, пеняй на себя". Этого категорически делать нельзя.
У знакомой сына невозможно было оторвать от компьютера. Но мама нашла выход: загрузила ребенка по полной -- возит в музыкальную школу, на плавание, хоккей. А если нет такой возможности?
Наталья Мякишева: Да, компьютер - серьезный конкурент родителям. Нужно понять, почему ребенку интереснее в виртуальном мире. Поговорите. Хорошо, если мотивы на поверхности: в Сети интересно, весело. Тогда легче предложить альтернативу. Если же мотивы неясны, впору бить тревогу. Значит, вы что-то про ребенка не знаете.
Гаджеты вытесняют книги. Ребенок чаще держит в руке мышку, чем ручку. Это плохо?
Наталья Мякишева: Есть печальные примеры, когда дети еще не научились говорить, но уже запускают в планшете любую игру, могут ее самостоятельно скачать и установить. Ребенок должен сначала освоить речь, научиться простым манипуляциям с предметами. В том, что он лучше владеет планшетом, чем речью, есть отсроченная проблема: в период формирования речи, навыков живого общения малыш обделен опытом. А значит, в будущем ему будет сложнее понимать эмоции. Крайний пример отсутствия адекватного общения - дети-"Маугли". Их социализация почти невозможна.
Кстати, в планшетах кроме игр есть полезные образовательные программы, а те же электронные ручки позволяют облегчить учебный процесс. Но все новинки могут быть использованы как с пользой, так и во вред.
Есть какие-то игровые методы, которые помогают запоминать стихи, даты, правила?
Наталья Мякишева: Есть забавный феномен: стихотворение лучше запомнит не тот, кто учил, а тот, кто сидел рядом и слушал. Поэтому ребенку можно предложить поиграть: ты учитель, я сейчас тебе буду рассказывать стишок, а ты меня проверяй. Узнать, насколько развита у ребенка память, можно с помощью простых упражнений. Например, произнести 10 не связанных между собой слов с перерывом в 1 - 2 секунды, и попросить его повторить. Если повторит все 10 - память отличная, 7 - тоже хорошо.
Можно предложить ребенку вспомнить путь от дома до школы и в это время произносить разные слова. А он мысленно должен вписывать эти слова в конкретные картинки. Скажем, слово "кот", - представить кота в подъезде. "Зеленка" - представить, что у соседнего дома кто-то разлил зеленку. Когда вы эти слова произнесете, попросите ребенка их повторить. Этот метод ассоциаций подойдет и для запоминания дат, иностранных слов. Иностранные слова хорошо запоминаются, если написать их на карточках, а потом играть ими в лото. А правила русского языка можно превратить в стихотворение. Многие помнят, как в школе учили падежи: "Иван родил девчонку, велел тащить пеленку". Исторические даты некоторые дети лучше запоминают, нарисовав схемы или систему временных координат. Все зависит от того, как ребенку лучше запоминать - с помощью образов или структурируя информацию.

Немає коментарів:

Дописати коментар