http://subscribe.ru/group/pole-chudes/6083613/
Масленица 2014 . Начало-понедельник, 24 февраля
Окончание:воскресенье, 2 марта
Окончание:воскресенье, 2 марта
Праздник этот корнями уходит в века,
Силу, удаль людей умножая,
Праздник памятный издалека,
Открывающий путь к урожаю.
Праздник мира и поля, и трав,
Праздник душ человечьих свободных,
Праздник Масленичных забав,
Всяких игр да игрищ народных,
И слова эти - не напрасленица,
Будет зиму провожать Масленица!
Силу, удаль людей умножая,
Праздник памятный издалека,
Открывающий путь к урожаю.
Праздник мира и поля, и трав,
Праздник душ человечьих свободных,
Праздник Масленичных забав,
Всяких игр да игрищ народных,
И слова эти - не напрасленица,
Будет зиму провожать Масленица!
После принятия на Руси христианства древний языческий славянский праздник Комоедица — великий праздник Весны священной, приходящей с Небес в День весеннего равноденствия (20 или 21 марта) — попадал на время проведения православного Великого поста, когда всякие веселые празднества и игрищаЦерковью запрещались, а то и карались.
После долгой борьбы с языческим славянским праздником, он был включен в православные праздники под названием «сырная (мясопустная) седмица», предшествующая 7-ми неделям Великого поста.
Таким образом, праздник переместился ближе к началу года и утратил связь с астрономическим событием — днём весеннего равноденствия, днём прихода языческой Весны священной — что разорвало его сакральную связь с ранее традиционной у славян религией волхвов (друидов), в которой именно дни зимнего и летнего солнцестояния и весеннего и осеннего равноденствия были самыми великими и самыми священными праздниками.
После долгой борьбы с языческим славянским праздником, он был включен в православные праздники под названием «сырная (мясопустная) седмица», предшествующая 7-ми неделям Великого поста.
Таким образом, праздник переместился ближе к началу года и утратил связь с астрономическим событием — днём весеннего равноденствия, днём прихода языческой Весны священной — что разорвало его сакральную связь с ранее традиционной у славян религией волхвов (друидов), в которой именно дни зимнего и летнего солнцестояния и весеннего и осеннего равноденствия были самыми великими и самыми священными праздниками.
В народе трансформированный на церковный лад праздник получил название Масленица и продолжал праздноваться с прежним языческим размахом, но уже в иные даты, привязанные ко дню православной Пасхи (начало Масленицы за 8 недель до Пасхи, затем идет 7-недельный Великий пост перед Пасхой).
Постепенно народная Масленица все более превращалась в веселый многодневный "обжорный" и разгульный светский праздник, .
Исстари сложилось убеждение, что "не потешишь на широкую Масленицу - значит, жить в горькой беде и жизнь худо кончить". Поэтому Масленицу всегда встречали широко, весело: на улицах устраиваются забавы и игры, гулянья с песнями, плясками, ряжеными... На Масленицу было принято "есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсаду, плясать до упаду".
Русские издавна любили крепко выпить и погулять на Масленицу, что царями и властями не только не одобрялось, но и серьезно наказывалось, т.к. безмерный пьяный разгул народа неизменно приводил ко многим человеческим жертвам и членовредительству.
Царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, "кулачных боев меж себе не делали и на качелях ни на каких не качалися".
Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем.
Англичанин С. Коллинс, служивший в середине XVII века врачом у царя Алексея Михайловича, писал в своих записках: "На Масленице, перед Великим постом, русские предаются всякого рода увеселениям с необузданностью и на последней неделе [перед Великим постом] пьют так много, как будто им суждено пить в последний раз на веку своем".
Саксонец Г. А. Шлейссингер, побывавший в Москве в конце XVII века, рассказывал: "В это время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах, зазывают к себе гостей и упиваются медом, пивом и водкою до упаду и бесчувственности". По своей темпераментности, замечает Шлейссингер, московиты, пожалуй, сродни итальянцам: "Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и почти таким же образом отправляется".
А вот в 1724 году в Петербурге Масленица не удалась. Петр намеревался и здесь устроить забавное санное шествие, но всю праздничную неделю мела метель и был жестокий мороз.
Если в Москве и Петербурге простолюдины на Масленице спешили в балаганы, чтобы посмотреть "Битву русских с кабардинцами" или "Взятие Карса", то жители маленьких провинциальных городков и деревень сами становились действующими лицами необычной баталии - взятия снежного городка - помните яркую, динамичную картину Сурикова?
Василий Суриков. Взятие снежного городка. 1891. Холст, масло. 156 x 282.
Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
Собравшись от мала до велика, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и двумя воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби. Потом всем участникам игры подносилось угощение, а победителя награждали подарком.
Распространенной масленичной забавой, особенно в глубинке, были кулачные бои.
Широкая Масленица в полной откровенности выставляла напоказ все: и семейные достатки, о которых судили по нарядам и угощению;
Мальчишки с наслаждением дули в глиняные свистульки, выводя птичьи трели и даже не подозревая, что подражание голосам птиц - тоже остаток языческих обрядов зазывания Весны-Красны. Эту светлую радость и праздничную пестроту красок донесли до нас картины Б. Кустодиева, любившего рисовать русскую Масленицу.
Особую поэзию санному катанию придавал давний народный обычай: поженившиеся зимой "молодые" ездили по улицам "казать себя" и делали визиты родным и знакомым. Нередко и помолвленные женихи вывозили напоказ всему честному люду красавиц-невест. "Новоженов" и помолвленных узнавали сразу: и по счастливым лицам, и по щегольским нарядам, а особенно по тому, что им положено было ездить обнявшись.
Главное угощение на Масленице - блины, пеклись и поедались в несметных количествах. В знаменитых петербургских и московских ресторанах в эту неделю расторопные половые вместе с карточкой меню клали на столы отпечатанные поздравления с Масленицей, часто написанные в стихах и украшенные яркими рисунками.
На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник - встреча Масленицы, во вторник - заигрыши. В среду-лакомку тещи приглашали зятьев на блины. В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу - тещины вечерки - зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам.
Воскресенье называлось "прощеным днем". Француз Ж. Маржерет, служивший в России в начале XVII века, рассказывал, что русские в этот день "ходят навещать друг друга, обмениваясь поцелуями, поклонами и прося прощения друг у друга, если обидели словами или поступками; даже встречаясь на улице, хотя бы прежде никогда не видели друг друга, целуются, говоря: "Простите меня, прошу вас", - на что отвечают: "Бог вас простит, и меня простите тоже".
Впрочем, в каждой местности складывались собственные традиции распорядка масленой недели.Так проводы Масленицы в одних губерниях начинались уже с пятницы, в других откладывались до воскресного вечера. По деревням с песнями и приговорами двигалась процессия с соломенным чучелом Масленицы, которую чествовали, приглашали снова вернуться на следующий год, а потом увозили за околицу, где сжигали на костре.
Воскресенье называлось "прощеным днем". Француз Ж. Маржерет, служивший в России в начале XVII века, рассказывал, что русские в этот день "ходят навещать друг друга, обмениваясь поцелуями, поклонами и прося прощения друг у друга, если обидели словами или поступками; даже встречаясь на улице, хотя бы прежде никогда не видели друг друга, целуются, говоря: "Простите меня, прошу вас", - на что отвечают: "Бог вас простит, и меня простите тоже".
Впрочем, в каждой местности складывались собственные традиции распорядка масленой недели.Так проводы Масленицы в одних губерниях начинались уже с пятницы, в других откладывались до воскресного вечера. По деревням с песнями и приговорами двигалась процессия с соломенным чучелом Масленицы, которую чествовали, приглашали снова вернуться на следующий год, а потом увозили за околицу, где сжигали на костре.
Брусилов Александр.
Д Холин.
В некоторых местах во время проводов возили сани с укрепленным на столбе колесом; на колесе восседал румяный крепкий мужик, держа в одной руке штоф вина, а в другой - калач. Колесо, вероятно, символизировало круговорот годового солнечного движения. Что касается фигуры мужика с калачом, то исследователи народного быта видели в нем или олицетворение Масленицы или воспоминание о языческом божестве, покровителе плодородия и семейных достатков.
Драматург А. Н. Островский, задумав ввести в пьесу "Снегурочка" сцену проводов Масленицы, записывал обрядовые праздничные песни, услышанные в русских деревнях. И в "Снегурочке" племя берендеев, жившее в "доисторические времена", прощалось с масленой неделей так же, как и современники драматурга, как, может быть, и сейчас еще прощаются с ней в русской глубинке:
Прощай, честная Масляна!
Коль быть живым, увидимся.
Хоть год прождать,
Да ведать-знать,
Что Масляна придет опять...
На Масленицу же чествовали молодоженов, и они, в свою очередь, ездили по родным, одаривали подарками. Кстати, вновь появившийся во второй половине XX века и опять уходящий в прошлое обычай сажать куклу на главную машину свадебного кортежа (или просто дарить куклу или пушистого мишку) корнями восходит опять же к древней Комоедице-Масленице, когда молодоженам дарили соломенную куклу, называя ее домашней Масленицей, которая являлась символом достатка и крепкого здоровья потомства молодой семьи.
ТРАДИЦИОННЫЕ РУССКИЕ МАСЛЕНИЧНЫЕ
ЗАБАВЫ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Ряженые, балаганы, взятия снежных городков, кулачные бои, купания в прорубях, лазания по шесту за призом, игры с медведями, музыка, пение, пряники самые разные (лепные, резные, жатые, печатные да расписные), застолья, сжигание сломенного чучела Марены (Зимы)...
...катания на лошадях, конные гонки...
...скоморохи...
...гадания...
...блины с икрой и солёной красной рыбой...
...блины с мёдом или со сметаной...
...блинные "мешочки" с начинкой...
...чаепития из самовара с баранками...
...и с печатными пряниками.
Из истории конца XIX - начала XX веков
Масленица в деревне
К сожалению, русские художники стали обращать свое внимание на Масленицу
лишь с конца XIX века.
Виноградова Анна Германовна
Виноградова Анна Германовна
С. Кожин
Из истории конца XIX - начала XX веков
Масленица в городе
Борис Кустодиев. Масленица 1916 г.
Маковский. Народные гуляния во время Масленицы.
С. Смирнов
Л. Титовец
Ю. Торопов
И. Паньковская
Л. Похитонова
Д. Холин
Брусилов Александр
Соломаткин Леонид Иванович
Соломаткин Леонид Иванович. Масленица.
Масленица в современном городе (на фото - чучело Марены, Зимы).
Масленица в современном городе (сжигание чучела надоевшей Зимы-Марены).
Одному из главных атрибутов праздника - Масленичному чучелу, которое является главной обрядовой фигурой последнего дня масленичной недели, когда его сжигают.
Понятно, что сжигание чучела на Масленицу - один из древнейших обычаев еще языческой Руси, может не все знают, что олицетворяло это чучело злую Зиму - божество по имени Марена, и по традиции считалось, что сожжение и последующее развеивание пепла этого чучела по полям принесут хороший урожай и благополучие в каждый дом. Чучело обычно представляло собой куклу из соломы или дерева, украшенную и имевшую как женский, так и мужской облик. Иногда роль Масленицы исполнял реальный человек, которого (слава Богу!) не сжигали в завершение праздника.
Из народного фольклора (песни и заклички)
***
Гори, гори ясно, чтобы не погасло,
Чтобы все метели разом улетели!
Чтобы все невзгоды: холод, непогоды,
Зимние морозы, неудачи, слезы, -
Пусть они сгорают, к солнцу улетают!
Загорись, моя лучина, улетай зима-кручина!
Масленица, загорись, огненная, всполонись.
Широкая Масленица, мы тобою хвастаемся,
На горах катаемся, блинами объедаемся.
Масленица загорела – Всему миру надоела!
Обманула, провела, годика не прожила!
Владислав Нагорнов Ярмарка на масляной неделе. 1999 г.
***
Наша масленица годовая,
Она гостика дорогая,
Она пешею к нам не ходит,
Всё на комонях разъезжает!
Чтобы коники были вороные,
Чтобы слуги были молодые!
Здравствуй, Масленица!
Анастасия Швецова Масленица.
***
Весна,весна красная!
Приди, весна,с радостью,
С радостью, с милостью…
Ой да Масленица на двор въезжает,
Широкая на двор въезжает!
А мы, девушки, её состречаем,
А мы, красные, её состречаем!
Виталий Ермолаев Масленица в Царицыно 2008 г.
***
Ой, Масленица-белошейка,
Тебя встретим хорошенько!
Сыром, маслом и сальцом, и печеным яйцом,
Тебя встретим хорошенько!
И водою из ключа, половинкой калача,
Тебя встретим хорошенько!
Ольга Ларионова Масленица.
***
Как на масленой неделе
Со стола блины летели,
И сыр, и творог —
Все летело за порог!
Как на масленой неделе
Из печи блины летели.
Весело было нам, весело было нам!
Прошла масленица, кончилось гулянье,
Идем теперь на отдыханье.
Николай Кузнецов Масленица 1995 г.
***
А мы масленицу прокатали,
Прокатали, душа, прокатали.
На каталищах не бывали,
Не бывали, душа, не бывали,
Наша масленица обманила,
Обманила, душа, обманила.
На велик пост посадила,
Посадила, душа, посадила.
Татьяна Сипович Ряженые.
***
Масленица! Масленица!
Блинами попеканщица.
Пришла раненько,
Встретим хорошенько.
Сыром, маслом и блинами,
И румяным пирогом.
Олег Авакимян Масленица 1991 г.
***
Сошла со двора Масленица-гуленка
Оставила на столе одну солонку.
Масленица объедуха,
Деньгам приберуха.
Инна Широкова Масленица 2009 г.
***
Ты прощай, прощай, наша Масленица
Ты прощай, прощай, наша широкая.
Ты не в среду пришла и не в пятницу,
Ты пришла в воскресенье, всю неделюшку веселье.
Ты пришла с добром, с хмельным пивом и вином.
Со блинами, пирогами, да со оладьями.
Блины масленые, шаньги мазаные.
Мы катаемся с горы от зари и до зари.
А сегодня, в воскресенье, наше кончилось веселье.
Прощай, прощай, наша Масленица!
Сергей Судейкин Масленица.
***
Прощай Масленица-вертушка, настает великий пост,
Дома ужинать садятся, подают от редьки хвост!
Уж ты Маслена, обманщица,
Ты сказала: «семь недель»,
А остался один день!
Прощай, Масленица-ерзовка!
Оставила нас — на кислый квас,
На постные щи,
На холодные харчи!
Александр Шевелев Масленица.
***
Идет Матушка-Весна, отворяйте ворота.
Первым март пришел, всех гостей привел,
А за ним и апрель отворит окно и дверь,
А уж как придет май – сколько хочешь, гуляй.
Немає коментарів:
Дописати коментар